История  |  ВУЗы  |  ССУЗы  |  Школы  |  Библиотеки  |  Научные объединения  |  Методические материалы  |
 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА НАШ СЕРВЕР 
РАЗДЕЛЫ

Учителя и общество

Благодаря поощрению учителей денежными наградами и объявлением благодарности от имени высшего начальства за успешное ведение той или другой отрасли хозяйства появились сады и огороды в таких степных селениях и станицах, где до 80-х годов прошлого столетия не росло ни одного дерева, никаких овощей, и местные жители убеждены были, что и расти не может. Школьное виноградство и виноделие особенно удачно были поставлены в некоторых частях Кубанской области и в Ставропольской губернии по реке Куме. Заведовавшие школами здесь не только добывали вино из своего винограда, но выдерживали его.

К сожалению, все с/х занятия при школах при приемниках Янковского забыты: сады и огороды при большей части школ заросли бурьяном, деревья поломаны, снаряды для выкормки шелковичных червей и для размотки кокон поломаны или сожжены или заброшены в дальний угол сарая . Итак что один начальник насаждает ,то другой разрушает, затевая что-либо свое новое, не соответствующие крестьянскому быту, скорее удовлетворяющие потребности мужика. Между тем эти с/х занятия учителей и учительниц, заполняя их досужее время заботами о саде , огороде и об урожаи льна и пшеницы и спасали их от увлечения дурным потокам общей смуты 1905-1906 годов.

Еще более важная мера, способствующая поднятию в глазах населения авторитета сельского учителя, предпринятая Янковским, - это ежедневные вечерние занятия со взрослыми, воскресные школы, предназначавшиеся для лиц вне школьного возраста, и праздничные утренние и вечерние курсы для тех, кто бы пожелал восполнить свое начальное образование. Эти занятия и курсы устраивались и велись под ответственностью законоучителя или заведывающего училищем с разрешения высшего начальства. В 90-х годах прошлого века они велись почти при каждой школе, по крайней мере , в Ставрополе. На них присутствовала масса народа, до сего времени проводившая время около кабаков, трактиров, или просто собиравшаяся среди улицы и выслушивавшая самые нелепые слухи и новости. Школа курсами, чтениями со световыми картинками и т. п., отвлекала толпу от грубого разгула и вздорных рассказов, иногда злонамеренных людей, о небывалых явлениях в жизни общественной, или бывалых, но разукрашенных фантазией рассказчика. Богатые сельские школы приобретали волшебные фонари и туманные картины на свой счет, бедные пользовались из музеев, находившихся в центральном городе или селе. Чтобы не повторять пред публикой одних и тех же чтений и картин, заведывающие училищами менялись друг с другом и брошюрами для чтений и картинками.

По некоторым селам попечительством народной трезвости стали создаваться библиотеки. До 1906 года и Попечительство народной трезвости, щедро пользовавшееся из департамента неокладных сборов субсидиями для своих учреждений, устраивало по селам спектакли, чтения с волшебными фонарями и т. д., но после появления упомянутых выше правил приостановило такого рода просветительную деятельность за отсутствием охотников продолжать ее под "недреманным оком "упрядчика". Впрочем, и помимо этого учреждения попечительства должны были постепенно хиреть и замирать. В начале существования их многие частные лица принимали самое широкое участие в просветительной деятельности попечительства, но потом , заметив более, чем холодное отношение к этим учреждениям губернских и областных комитетов, состоящих исключительно из управляющих отдельными частями под председательством губернатора, постепенно покидали попечительства.

В п.51 и 52 Устава 5 ноября 1804 года предписывались педагогам ученые занятия. Министр народного образования граф Алексей Кириллович Разумовский от 13 декабря 1812 года предлагал учителям составлять "записки по части разных наук". Но на подобные приглашения отзывались кавказские педагоги только высших учебных заведений и гимназий. Разумовский сумел вызвать авторскую деятельность и в учителях начальных училищ и этим способом поднять их в собственных глазах. Сначала явились попытки описать ту или иную местность, сообщить печати какое-либо имеющие, значение для истории края, предание, собрать статистические данные, касающиеся состава населения.

Разумовский явился на Кавказ не только как начальник и контролер правильной постановки учебного дела в этом крае, постановки, отвечающей планом министерства просвещения, но и как руководитель педагогов в преподавании предметов гимназического курса, в способах воздействия на молодое поколение для того, чтобы оберегать его от уклонения в сторону от нормального здорового течения жизни. Гостеприимный доступный во всякое время Разумовский откровенно беседовал со своими сослуживцами, не скрывая причин холодного, иногда даже враждебного отношения общества к министерским школам. По поводу начавшегося в 80-х годах со стороны духовенства и представителей реакции и порицания министерских и земских школ Разумовский прямо высказал, что виною этому министр иноверец. По Уставу 1828 года, статьи которого о приходских училищах до сих пор сохраняют силу закона, духовенству предоставлено широкое право наблюдения за нравственно - религиозным воспитанием в начальных учреждениях. Законоучители в земских и министерских школах по Положению 1870 года, не отменяющему соответствующие статьи закона 1828 года, пользуется всеми средствами для воздействия на учащихся в духе религиозно-нравственном. Есть и законоучители, как преподаватели всякого другого предмета, которые не ограничиваются формальным исполнением своих обязанностей, а стараются вложить "душу" в своих учеников. Особенно они обаятельны когда их слово связанно с фактами из жизни. Сам Кирилл Петрович, в данном случае, был образцом для педагогов. С таким терпением он выслушал объяснения того или другого учителя, старавшегося доказать разумность своих приемов преподавания, и как мягко, безобидно высказал попечитель свой взгляд на желательное изменение способа преподавания. Покойный директор Ереванской гимназии Бражников, из воспитанников и учителей Ставропольской гимназии, уверил одну из преподавательниц, что она ведет дело безупречно, что сам попечитель не может в ее уроке найти какой-либо недостаток. Является к ней на урок Разумовский и, рассматривая тетрадки учащихся, увидел неправильно проведенную линию, на что и обращает внимание учительницы. В Ставрополе наряду с другими начальниками Разумовский, посетил школу, теперь покойницы Росляковой. Подобных Росляковой учительниц, умевших сразу, при входе в класс, сосредоточивать внимание учеников на себе. Это воспитательницы народа, его юного поколения, по призванию. Сами посетители уроков таких преподавателей испытывают истинное удовольствие и восхищаются прекрасным результатом учения. Такие учительницы перевоспитывают детей не только, но и по внешности. Были такие учителя, которыми восхищались не только дети, но и все население города или села. Перед нами встает образ умершего Янковского, прослужившего на педагогическом поприще около 50 лет. Впоследствии перед нами встает образ его приемника, епископа Владимира, который с восторгом относился ко всякому училищу в котором встречал образцово поставленное учебное дело. Посетив раз школу Янковского, Владимир не мог не выразить радости по поводу прекрасного пения учащихся и блестящих успехов по закону Божию. Епископ узнав, что закон Божий преподавал Янковский, посетил его квартиру, что было высокой честью для начального учителя. Это было в то время, когда уже началась в России кое-где борьба между церквями и министерскими и земскими училищами. Благословляя Янковского, преосвященный, обратившись к местному священнику, сказал: "дай бог, и у тебя встретить такую школу". С не меньшим безразличием относился к светским и духовным школам раньше бывший епископ Астраханский, впоследствии Могилевский, предвещенный Евгений. Он только первый начал пересаживать порядки, существующие в министерских училищах, в церковно-приходских школах. Для лучшей постановки учебного дела и ассимиляции последних в первыми епископ Евгений стал поощрять переход хороших учителей министерских школ в церковно-приходские. Многие из них впоследствии посвящены в священники и потому могут сделаться руководителями своих школ. Учителя часто переходили в священники, так как они могли получать вместо 360 р., тысячи. При переходе в духовное звание не обращалось внимание, где учитель получил образование: часто попадали в священники, окончившие курс городского училища, разумеется, без всякой богословской подготовки. Стремление к переходу заведывающих светскими училищами в духовное ведомство объясняется и той значительной свободой, которой пользуются дьяконо-учители. В министерских школах слишком много начальства, считающего себя вправе вмешиваться в школьные дела. Невнимательное отношение к этому начальству может навлечь на этого учителя кары, часто имеющие для последних трагический конец. Духовные школы застрахованы от подобных проявлений власти светского начальства, но возникшая борьба между школами, подведомственными духовенству и министерству народного просвещения, а равно отношение к ним представителей в особенности близкой и твердой к народу власти земских начальников требуют особого исследования, основанного на фактах, а не на отвлеченных рассуждениях.
НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ