История  |  ВУЗы  |  ССУЗы  |  Школы  |  Библиотеки  |  Научные объединения  |  Методические материалы  |
 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА НАШ СЕРВЕР 
РАЗДЕЛЫ

Ставропольская гимназия

В 1842 году государь повелел
"не учреждая в Ставрополе особого училища, образовать при тамошней гимназии отделение для бедных детей".
По тем же убеждениям в 1853 году последовало повеление "оставить" кадетским корпусам одну третью часть воспитанников из горцев, а взамен остальных воспитывать их в Ставрополе и Екатеринодаре. После долгих соображений Януарий пришел к выводу, что горцев стоит учить вещам полезным не в военном деле, а в мирном обществе. Поэтому горцам следует преподавать не латынь, а естественные науки. Не менее Януария заботила мысль о том, чтобы в соотношениях с туземцами русские люди, окончившие курс в кавказских гимназиях, знали местные языки настолько, чтобы без затруднения могли понимать инородцев и могли объясняться с ними.

В 1849 году в веден был в курс гимназии черкесский язык, для преподавания которого был приглашен прапорщик Омар Берсеев, практически и теоретически знавший основательно этот язык. Берсеев привез с собою и составленную им азбуку черкесского языка. Но барон Николай и Неверов находили недостаточным для государственных целей изучение только упомянутых языков. Убедившись, при помещении Ставропольской гимназии, как успешно в ней ведется изучение туземских языков, на которых и русские ученики получали навык объясняться без затруднений , попечитель учебного округа пришел к мысли, что необходимо основать при гимназии восточное отделение. В 1860 году Януарий представил барону подробный отчет о проекте его, по которому каждый воспитанник этого отделения должен специально изучать арабский язык, татарский или турецкий. Это учение начиналось взамен латинского языка и более практически, чем теоретически. По окончанию курса обучения воспитанники восточного отделения прикомандировываются к приставам городских народов для прочнейшего усвоения языка. Весною 1861 года барон покинул Кавказ, не завершив своих дел.

В 1850 году ожидали приезда государя наследника Александра Николаевича, распоряжался приемом царевича в гимназии Василий Дмитриевич Терзиев, инспектор Ставропольской гимназии, исполняющий обязанности директора. Расторопотный, ловкий Терзиев своею угодливостью производил на всех чарующие впечатление. Царевич, осматривал помещение гимназии, находившейся тогда в доме купца городской головы Плотникова, не обращал внимание на внешней обстановкой и по-видимому считал ее казовой. По выходе из гимназии государь не больше часа оставался в Ставрополе и уехал обедать в Михайловское. Василий Дмитриевич донес попечителю учебного округа о том, что великий князь при посещении запросил его, директора, об очередной награде и, оставшись доволен порядком гимназии, обещал его, Терзиева, представить к чину действительного статского советника. Через три месяца, в день пасхи, чем в полгода, Терзиев получил две высочайшие награды.

Совсем иного исхода имело посещение в том же году великим князем Михаилом Николаевичем Ставропольской гимназии. Директор ее Сергей Александрович Марков, чтоб наглядно указать наместнику недостаток средств, показал его дортуары в обычном виде, не позаботившись даже о замене постельного белья. Великий князь остался недовольным и спросил директора:
"Когда вы принимаете гостя у себя дома, разве вы не заботитесь о приведение его в возможно приличный вид?".
Объяснение Маркова, что недостаток средств гимназии не позволяет ее содержать в приличном виде, наместником не было признано основательным, и великий князь подверг его трехдневному домашнему аресту. После этого Марков перешел на службу в Варшавский учебный округ, где он долгое время состоял начальником одной из православных дирекций училищ и умер в чине тайного советника. С этого времени начальники гимназий были приучены встречать почетных гостей с возможною помпою, прикрывая дефекты во внешней обстановке часто взятыми напрокат коврами, одеялами, постельным бельем и разног рода материй для драпировки дверей и окон.

Должность инспектора Кавказского округа с 1 июля 1860 года была упразднена. Его обязанности возложили на местных губернаторов. Между губернаторами и директорами нередко возникали случаи взаимного недопонимания, переходившие в столь серьезные недоразумения, или взаимного непонимания между губернатором и педагогическим коллективом. В отчете своем за 1861 год Ставропольский губернатор Пащенко жалуется на значительные опоздания учителей и учеников. Губернатор 7 января приписал учителям составлять при начале учебного курса программы преподаваемого предмета с точным распределением чтений соответственно каждого урока.

Не меньшей, если не более важной причиной, чем учебно-административная реформа 1860 года, слабых успехов учившихся в Ставропольской гимназии за этот период было отсутствие штатных преподавателей даже по главным предметам и замена их вольнонаемными людьми , незнакомыми ни с какими педагогическими приемами. Именно этот факт впоследствии повлиял на снижение знаний у учащихся в гимназии и многим учащимся пришлось изучать предметы самим, для удачной сдачи экзамена. Спустя некоторое время Януарий ушел в отставку в звании сенатора.

Ставропольская гимназия служила и служит просветительным целям не одной своей губернии, не одного Северного Кавказа, Абхазии, Дагестана, Карачая, Осетии, Терской и кубанской областей. С окончанием курса в ней далеко не все абитуриенты ее посвящают свою деятельность краю своему.
"Завершая свое образование в высших учебных заведения немногие возвращаются на родину, а большей частью распыляются по свей Российской империи".
НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ