История  |  ВУЗы  |  ССУЗы  |  Школы  |  Библиотеки  |  Научные объединения  |  Методические материалы  |
 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА НАШ СЕРВЕР 
РАЗДЕЛЫ

Кавказская гимназия

Официальное открытие Кавказской гимназии совершилось в 1837 году. Хлопоты об удобном помещении гимназии, о приспособлении нанятого здания для учебного заведения только начинались. В мало обстроенном к тому времени Ставрополе, не имевшем никакой фабричной промышленности, не насчитывавшем в своем населении 7.000 человек. Все больницы и лазареты находились в частных домах, располагаясь в них кое-как. Единственное здание, оставшееся свободным и отличавшемся вместительностью, это был дом чиновника Серова,
"закрепленный по документам за женою, как это и теперь делают интендантские чиновники и купцы, особенно казенные подрядчики и поставщики для интендантства".
М.О. Беляев весьма обрадовался, когда Серова заявила ему о своем согласии отдать в наем под помещение гимназии свой дом. Срок для заключения контракта она назначила 20 дней, в противном случае угрожала сдать дом другим лицам изъявлявшим занять здание. 2 сентября 1837 года Беляев спрашивал разрешения у попечителя Харьковского учебного округа графа Юрия Александровича Головкина заключить контракт с Серовой с ежегодной уплатой ей в размере 8000 р. не получая ответа, он писал о том же помощнику попечителя графу Панину, указывая ему на необходимость поспешить с заключением контракта, чтобы иметь возможность открыть гимназию в срок.

Не дождавшись распоряжений своего начальства Беляев, 30 сентября заключил с Серовой контракт сроком с 10 октября на два года. Вместо благодарности за исполненную работу по долгу совести Беляев получил от графа Панина следующее строгое внушение:
"распоряжение ваше выходит из пределов власти, данной вам".

Опечаленный Беляев пытался оправдаться, но, не дождавшись ответа, уехал из Ставрополя. На его место был назначен мариупольский полицеймейстер С.И. Купенков, уволенный с последней должности за жестокое сечение мещан розгами. Он мало интересовался учениками, посвящая все время уходу за скотом, который он завел в гимназийском саду. Коровы директора, как жаловалась Серова начальству, поломали деревья и притоптали всю траву, крайне загрязнили сад. Само собою при таком директоре учение не могло идти нормально. На слабые успехи жаловались дворяне своему предводителю. Областной предводитель дворянства Ростованов, предложил почетному попечителю гимназии Гриельскому, исследовать,
"что именно препятствует в ходе учения".
Гриельский ходатайствует в правительство, рисует полную картину учебных порядков за 1838-1842 годы. Областной предводитель дворянства доставленные ему сведения Гриельским препроводил попечителю Харьковского учебного округа, вследствие чего последним были отправлены два ревизора. Оба ревизора доносили, что
"умственные способности учеников мало развиты".

Купенкову вручили руководительство педагогическим делом первой Кавказской гимназии потому, что лучшего устроителя учебного заведения тогда не было? Однако один из предшественников Купенкова, бывший директор училищ Кавказской области, Ф.И. Сорокин ко дню открытия гимназии, поставил для ней 62 ученика, воспитанника Ставропольского высшего учебного училища, вполне подготовленных для прохождения гимназического курса в объеме 2-5 классов, тем не менее ни ему, ни М.Ф.Беляеву, исполнявшего только должность директора, не было поручено руководительство учебно-воспитательным делом во вновь открывшейся гимназии. И тот и другой вызвали только порицание своей деятельности. Впрочем под начальством Купенкова, ограничившегося "домашним воспитанием", был учитель М.А. Лебедев, получивший образование в Московском университете. Он за отсутствием начальника исполнял должность директора гимназии в течении 8 месяцев. По отзыву Гриельского эти 8 месяцев были самыми счастливыми для воспитанников.

Лебедев был прекрасным воспитателем молодежи; его любили ученики, его ценили высоко родители их, его уважали почетный блюститель и областной предводитель дворянства. Но попечитель решил, что Лебедев интригант, задумавший столкнуть Куренкова. Лебедева устранили и на его место назначили двух моряков , воспитанников морского кадетского корпуса. Но и они не пришлись по вкусу не местным жителям ни, ни властям, ни учившейся молодежи. Тогда во главе гимназии поставили Н.С. Рындовского, он все свободное время посвящал изучению наук и языков, которые преподавались в гимназии 60 лет тому назад.

10 октября 1840 года, по докладу министра народного просвещения, государь император велел
"обратить особое внимание на преподавание в Кавказской областной гимназии татарского языка".

Преподавателем словесности в гимназии был Ф.Д. Илляшенко воспитанник Харьковского университета. Он, как и Белкин является одним из тех кто поставил Кавказскую гимназию на высоту. Белкин является звеном ,которое связывало целый ряд десятилетий жизни Кавказской областной гимназии.

По указу 1871 года началось преобразование учебных заведений на Кавказе. Марков первый решил произвести реформу вверенного ему заведения по новым программам. Для этой цели у него были солидные педагогические силы. Стали вводиться свободные занятия по словесности. Результатом этих занятий стала книжка под названием "Поэзия".
НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ