История  |  ВУЗы  |  ССУЗы  |  Школы  |  Библиотеки  |  Научные объединения  |  Методические материалы  |
 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА НАШ СЕРВЕР 
РАЗДЕЛЫ

История.

Попытка учредить средне учебные заведения и упрочить их существование в конце XVIII и начале XIXв. в губернских городах Северного Кавказа - Екатеринодаре и Георгиевске - оказались неудачными. Только с наступлением 30-х годов ХIХ века появились энергичные люди, которые решились ходатайствовать о приведении в исполнение п.9 всеподданнейшего доклада министра народного просвещения, высочайше утвержденного 24 января 1803 г., об открытии гимназии в каждом губернском городе.

В мае 1835 года профессор Криницкий, исполняя волю начальства , требует от директора училищ Кавказской области и земли Черноморских казаков Сорокина составление сметы на первоначальное обзаведение и ежегодное содержание 10-15 казеннокоштных воспитанников для детей бедных чиновников,
"ибо многие чиновники не соглашаются служить на окраинах по причине невозможности там доставить детям своим воспитание".
Предводитель дворянства Кавказской области Егор Евстафиевич Роставанов 20-го ноября 1835 года подал прошение на имя министра внутренних дел следующего содержания;
"из всех неудобств для дворян и чиновников Кавказской области главнейшее есть совершенная невозможность дать детям своим приличное воспитание; ибо хотя для детей мужского пола и имеется в Ставрополе народное училище, но преподавая в нем науки недостаточны для того, чтобы окончившие курс учения могли поступать на службу, сообразно с изданными для сего правилами, или в одно из высших учебных заведений. Сверх того в Ставропольском народном училище науки преподаются вместе для всех вообще, а от сего дети дворян и чиновников невольно получают от детей купцов, мещан и разночинцев навык несообразный с их предназначением и с целью самого воспитания. Несообразность такого воспитания всеми уже признана, и потому-то при многих учебных заведениях учреждены для воспитания дворянства особые благородные пансионы. А для женского пола в Кавказской области не только нет никакого казенного заведения, никакого частного пансиона, но даже никакого учителя особенно для иностранных языков".
Далее, продолжает Ростованов,
"Кавказское дворянство, очень бедно, почему не может отправлять детей своих для воспитания в другие отдаленные города. Притом заочное воспитание детей иногда может повредить только питомцам, и этот вред уже поздно исправить. Тогда как воспитывая детей на своих глазах, дворяне всегда могут своевременно исправить зло, происшедшее или от дурных порядков в учебных заведениях, или от нехороших учителей".
Предводитель дворянства Кавказской области просил министра
"исходайствовать высочайшее соизволение на учреждение в Ставрополе казенного учебного заведения, в котором бы дети женского пола дворян и чиновников Кавказской области могли воспитываться за умеренную плату, из Ставропольского же училища народного образовать гимназию и учредить при ней благородный пансион".

В начале 1837 года начальник Кавказской области генерал-лейтенант Вельяминов, память о котором в Ставрополе сохранилась в названии одной из лучших улиц этого города, отнесся к попечителю Харьковского учебного округа с просьбою об исходатайствовании разрешения ввести в Ставропольском высшем училище преподавание языков немецкого, французского, и латинского, что он считал необходимым
"для удовлетворения желаний Кавказского края".

Еще 1-го февраля 1812 года общим собранием кавказских дворян пунктом вторым постановлено было ввести в курс преподавания в кавказских учебных заведениях туземские языки;
"политику в здешней губернии большею частью жительствуют азиаты, то дабы дать юношеству способ изучить сверх языков европейских и языки азиатские, свойственные этому краю",
дворянство взяло на себя
"сверх вспоможения на губернскую гимназию определить от избытков своих жалованье для учителей сих азиатских языков."
На необходимость изучения в кавказских учебных заведениях туземских языков с добавлением к упомянутым выше калмыцкого заявлялось местным жителям и в тридцатых годах прошлого столетия.

1-го июля 1837года было высочайше утверждено положение "о доставлении чиновникам, в отдаленных местах служащим, способов к воспитанию детей их". 11-го сентября того же года помощник попечителя Харьковского учебного округа граф Панин препроводил исполняющего должность директора Кавказской области М.О. Беляеву указ сената от 25-го июля об учреждении в Ставрополе областной гимназии и пансиона, а вместе с тем представил, кто из чиновников Кавказской дирекции может с пользою продолжать службу при гимназии.

В 70-х годах наблюдалось понижение народного образования в Ставропольской губернии, медленное распространение его и даже уменьшение учащихся в школах.

В 1878 году, по сравнению с 1877, в Ставропольской губернии стало на 7 школ меньше, а число учащихся уменьшилось на 367 душ.

70-е годы начались при благоприятных условиях не только для г. Ставрополя, но и всей Ставропольской губернии. 2 февраля 1870 года Высочайше было утверждено мнение Государственного совета об учреждении в Ставропольской губернии должности инспектора народных училищ. Приказом наместника Кавказского от 9 июня того же года на эту должность назначен учитель Кутаисской гимназии С.Ф. Грушевский. Ко времени его появления на 23612 жителей было лишь одно двухклассное начальное училище с 96 учащимися.

В 1871 году открыты были школы армянская и еврейская с 64 учащимися, из них 9 девочек.

В 1872 году в Ставрополе значилось 6 училищ с 248 учащимися, из них 28 девочек.
  • начальное двухклассное училище;
  • училище Германа;
  • училище епископа Кавказского;
  • церковно-приходские школы:
  • Варварьинская;
  • женская;
  • мужская;
  • еврейская.( 3 отделения с 3 учителями для каждого).

К 1898 году было уже 8 частных школ с 162 учениками (87 мальчиков, 75 девочек.), но плата в большинстве из них составляла 36 руб. и выше, что было многим не по карману.

В 1878 году из 31041 человек, лишь 510 детей были учениками, т.е. 1,6 учащихся на 100 ставропольцев и 0,4 школы на 1000 человек русского населения города. По официальным данным, в Ставропольской губернии 4находилось 6,3 грамотных.
НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ